Статья

Вопрос. Каков в настоящее время размер НДС и налога с продаж?

Ответ. Типографии налогов не платят.

Из ответов одного из соискателей должности менеджера по продажам на вопросы анкеты с сайта printing.ru

Бытует распространенное мнение, что экономика типографии — дело достаточно простое. Предприятие продает время работы оборудования (или приладки-прогоны, что одно и то же), при этом имеет более или менее фиксированные статьи расходов: аренда, зарплата, амортизация и ремонт машин, логистика…

Самый простой бизнес-план из встречавшихся мне за последнее время был изложен устно одним молодым владельцем типографии. Звучал он следующим образом: «Занимаю денег, покупаю б/у Speedmaster формата А1; печатаю по самым низким ценам, скажем, по 1000 долларов за смену; при круглосуточной работе выходит тысяч 50-60 в месяц; расходов тысяч на 20, не больше (остальное доходы); за год расплачиваюсь с долгами; потом работаю в прибыль года три-четыре, зарабатываю миллион, продаю машину и ухожу на покой». Простенько и со вкусом, не правда ли?

Анализируя подобные «бизнес-планы», легко заметить следующую интересную особенность. В перечне расходных статей почти никогда не фигурируют налоговые выплаты. Очевидно, по мнению многих полиграфистов, они настолько незначительны, что ими можно пренебречь.

Однако тем, кто так считают, в ближайшее время предстоит столкнуться с проблемами, которые, как минимум, внесут существенные коррективы в их представление об экономике типографии, а, возможно, будут иметь куда более серьезные последствия.

Речь идет о новых подходах к налоговым отчислениям предприятий, который де-факто практикуется соответствующими органами с середины прошлого года. Хотите вы того или нет, эти подходы будут применены и к вашей типографии. А если вашем бизнес-план таких расходов не предусматривает — ну что, тем хуже для вас.

Смотрят на цифры, а не на объяснения

Первое, на что обращают внимание налоговики — общий размер налоговых отчислений в сравнении с выручкой предприятия. Если налогов платится мало, менее 10% от выручки, для налоговых органов это недвусмысленный сигнал. При этом, как ни прискорбно, никакие отраслевые особенности в расчет не принимаются. Предприятия создаются и существуют с целью извлечения прибыли, а прибыльное предприятия должно платить налоги, — именно этой посылкой всегда руководствуются налоговики.

Предприятие может попасть под подозрение, если при существенном росте выручки его налоговые отчисления стоят на месте или возрастают незначительно. Еще один сигнал — если в декларациях по НДС размер вычетов превышает 95% от начисленного налога. Для налоговиков это ясное свидетельство того, что компания использует незаконные схемы ухода от налогообложения.

Типографиям, для которых характерны вышеперечисленные признаки, следуют ожидать неминуемой налоговой проверки. При этом проверяющие будут стараться выявить завышение себестоимости, случаи оплаты несуществующих товаров, работ и услуг.

Как бы стройна и непротиворечива ни была ваша учетная политика, в каком безупречном порядке ни находилась бухгалтерия, какие бы объяснения вы ни выдвигали и на какие бы трудности ни ссылались — если налогов платится мало, штрафы практически неизбежны. Поверьте на слово.

Смешные зарплаты — это совсем не смешно

Одним из главных направлений, по которым действуют налоговые органы — это борьба за легализацию зарплат. Еще в прошлом году при большинстве налоговых инспекций всех уровней были созданы специальные комиссии, контролирующие уровень заработной платы на подведомственных предприятиях. Их задача — выявление предприятий, предположительно занижающих расходы на зарплату.

Налоговые органы анализируют уровень выплачиваемой зарплаты, содержащийся в налоговой отчетности предприятий. Его сравнивают с официальными средними величинами, отраслевыми (средний уровень зарплат по отрасли или виду деятельности) или территориальными (уровень прожиточного минимума для конкретного региона). Если зарплата на предприятии существенно ниже официальных показателей, оно автоматически привлекает к себе пристальное внимание налоговых органов.

Под подозрение могут попасть организации, для которых характерен существенный разрыв между оплатой труда руководства и остальных сотрудников. В этом случае налоговики предполагают, что руководителям фактически начисляют зарплату остальных работников, используя низкие ставки регрессивной шкалы единого социального налога. Понятно, что противоположный вариант — когда начальство получает так же мало, как и остальные, — будет расцениваться как не менее сомнительный.

Начиная с этого года, московские комиссии по легализации затрат намерены систематически определять среднеотраслевые показатели по заработной плате. В качестве источников используются объявления о найме на работу и сайты вакансий, статистические данные, сведения из общей базы налогоплательщиков. Эти показатели станут основными ориентирами для налоговиков. Остается лишь надеяться, что они будут соответствовать реальности.

Поводом для пристального внимания проверяющих может стать письмо от недовольного сотрудника предприятия. Обычно такие письма приходят от недавно уволившихся (или уволенных) работников, недовольных действиями руководства. Если автора письма удается установить, налоговые органы вызывают его для подробной беседы и, в при наличии серьезных нарушений со стороны работодателя, начинают действовать.

В сухом остатке

Какие последствия всё это может иметь для нашего рынка?

Конечно, в сегодняшней непростой ситуации любое дополнительное бремя, ложащееся на плечи типографий, делает их жизнь еще более напряженной. Когда маржа минимальна, любое увеличение расходов, даже не очень значительное само по себе, может сделать прибыльное предприятие убыточным.

С другой стороны, большинство серьезных типографий и без понуканий со стороны налоговиков неуклонно движутся по направлению упорядочения своей финансовой и налоговой дисциплины.

Нововведения ударят, прежде всего, по маргиналам — тем, кто привык работать «в черную» и именно на этом основывает свою ценовую политику. В течение долгого времени именно они своим бессмысленным демпингом и разрушали рынок печатных услуг, не давая ему нормально развиваться. Тенденцией последних лет стал массовый уход таких типографий с рынка, и это не может не радовать. Новые методы работы налоговиков еще больше осложнят маргиналам жизнь.

Пора делать выбор: выходить «из тени» и начинать работать правильно — или уходить вообще. Иначе за вас этот выбор сделает кто-нибудь другой, и почти наверняка результат вам не понравится.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 6 мая 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.